Джей Гринберг. Талант и музыкальная индустрия

Помните Дэвида Хэльфгота (David Helfgott), психологически нестабильного австралийского пианиста? Его буквально обманом вытолкнули на сцену перед огромной, классически невежественной аудиторией.

Джей Гринберг (Jay Greenberg)

Как и заведено, нью-йоркская компания грамзаписи и Голливуд, щедро разукрасившие историю пианиста в фильме «Сияние» («Shine»), тут же выбросили его, как только сделали быстрые деньги.

Теперь у нас есть попытка привлечь внимание к бесспорно талантливому, глубоко музыкальному композитору, которого в его 17 лет уже именуют не иначе, как следующим Моцартом. Надеюсь, что Джей Гринберг (Jay Greenberg) однажды воплотит те надежды, которые сейчас лелеют в отношении этого композитора, но нет способа знать это заранее, не так ли?

С громкими фанфарами Sony Classical только что выпустил компакт-диск с 5-й симфонией Гринберга, написанной между 2003 и 2005 годами и струнным квинтетом, написанном в 2004-м. Состав исполнителей не могут не впечатлить — Лондонский симфонический оркестр, дирижёр Хосе Серебриер (José Serebrier) и Джульярдский струнный квартет (Juilliard String Quartet), к которому присоединился виолончелист Даррет Адкинс (Darrett Adkins). Диск оживленно продаётся. Гринберг был представлен на «60 Минут» и представлен в воскресном «Нью-Йорк Таймс». Педагоги по композиции в Duke и Juilliard School говорят о нем с преклонением.

Насколько современное молодое поколение продемонстрировало успехи в написании актуальной музыки – это вопрос, и вопрос скорее без ответа. Чаще всего такая музыка – набор инструкций, нота за нотой редактируемой педагогом. Гринберг пытается использовать различные стили, чтобы найти то, в чём чувствует себя свободно. Он отталкивается от языка казалось бы ещё не столь далёкого начала 20-го века – его работы выражают восхищение подростка, находящегося в плену музыки. Однако язык и ритм музыки, открывающей новую эру, не совпадает с тем, что привычно современникам.

Но, хотя никто не может предсказать, каким будет композитор Гринберг, он не будет следующим Моцартом. Никто не может и не должен быть им. Если мы уходим ни с чем в 250-ую годовщину рождения Моцарта, которое празднуется в этом году, мы должны понимать, что времена изменились, что эксплуатировать детей как минимум нехорошо.

Музыка Моцарта, сочинённая в раннем возрасте, была очевидным признаком его раннего таланта, но нужно учитывать и то, что 235 лет назад, когда Моцарт был в возрасте Гринберга, музыка была настолько шаблонной, что сейчас так же хорошо сочиняют компьютеры. Даже Моцарт не проявил подлинную музыкальную новизну и оригинальность, пока ему не исполнилось приблизительно 19 лет, – к этому возрасту он написал около трёхсот произведений.

Кроме того, ритм жизни юного вундеркинда, которой был задан честолюбивым отцом, безусловно повлиял на будущее Моцарта. Никто не может доказать, что привело к его смерти в 35 лет, но по крайней мере возможно предположить, во что вылились преждевременная музыкальная зрелость, – ослабление физически и ограничения развития, не приведшие к должной зрелости в других областях жизни.

Жизни вундеркиндов-композиторов редко легки. Шуберт и Мендельсон умерли молодыми, рано достигнув максимума. Талант Сен-Санса развивался также нелегко. Рано развивался Шостакович – его первое большое сочинение, Первая Симфония, была работой 19-летнего композитора. Двумя годами ранее Шостакович, выздоравливающий от нервного срыва, написал фортепьянное трио, посвященное ранней любви. Он никогда не издавал 12-минутную композицию, но «Beaux Arts Trio» включает ее в диск Philips наряду с глубоко чувственным Вторым трио, написанном зрелым композитором.

Первое трио наполнено чувственными мелодиями, по сути же является тем, что пишут томящиеся от любви подростки. Шостакович никогда не хотел издавать трио по той же самой причине, как я или Вы не хотели бы публиковать любовные письма средней школы.

Джей Гринберг заслуживает шанса расти, экспериментировать, находясь вне центра внимания. Это непросто, учитывая, что репетиции с музыкантами в разных частях света расписаны по часам. Шостакович репетировал ранние трио с несколькими друзьями в кино, работая с друзьями тапёром во время исполнения фильмов. К сожалению, подростком уже управляет жестокая машина музыкального бизнеса. Он пишет концерт для Джошуа Белла (Joshua Bell). 25 апреля в Государственном музее им. А.С.Пушкина на Пречистенке состоялась и российская премьера музыки Гринберга – «Четыре сцены» (Four Scenes) для двойного струнного квартета прозвучали в исполнении Камерного Оркестра «Kremlin». Издатель Гринберга G. Schirmer предоставили Мише Рахлевскому право на аранжировку этого произведения для струнного оркестра и первое исполнение в России. Американская премьера «Четырех Сцен» состоялась в декабре 2008 г. в Карнеги Холл.

Сколько свободы в творчестве ему отпущено? Сколько давления будет оказано, чтобы соответствовать ожиданиям, которые имеет музыкальный бизнес? Что, если он этом году влюбится в в хип-хоп?

В возрасте, когда Гринберг начал писать Пятую симфонию Джон Кейдж (John Cage) был очарован фортепианной музыкой, а Эдвард Григ только-только решил посвятить свою жизнь романтике нот. Джей Гринберг совсем не Моцарт, и даже ещё не Джей Гринберг. Он нуждается в лелеянии, а мы нуждаемся в терпении.

Mark Swed, Евгений Бойко, Classica.FM

Leave a Reply

Your email address will not be published.