Хотели как лучше – Фестиваль педагогического мастерства

В античной философии есть понятие идеи и ее материальной, практической реализации. Причем, варианты и качество реализации могут быть самыми разными.

Фестиваль педагогического мастерства преподавателей музыкальной литературы «Профессия – любовь моя!», состоявшийся 16 мая, вне всякого сомнения, принадлежит к лучшим идеям методической службы Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова.

Сама форма этого мероприятия – оригинальная находка и безусловная новация в данной области. Сочетание творческого соревнования, концерта и курсов повышения квалификации – синтез интересный и плодотворный. Сколько счастливых минут творческого общения может подарить, и подарило такое мероприятие! А задействовать региональный компонент – разве не прекрасная задумка? Насколько больной проблемой является на сегодняшний день изучение и распространение сибирской музыкальной культуры, особенно композиторской, хорошо известно и музыкантам-исполнителям, и искусствоведам.

Такова концепция фестиваля. Выглядит патриотично, творчески, пробуждает интерес и активность. Но, увы, получается так, что практика вносит свои досадные коррективы. В 13.00 «Вива, классика!» и «Симфония Сибири» (команды преподавателей Новосибирской области, принявшие участие в фестивале) заняли свое почетное место на сцене. В жюри фестиваля вошли авторитетные специалисты Новосибирска в области методики преподавания теории и истории музыки, чьи многочисленные профессиональные достижения прекрасно известны.

Почему, однако, среди судей не было хотя бы одного ведущего педагога детской музыкальной школы, школы искусств? Колледж при консерватории и ДМШ при колледже не в счет – там свои, узкоспециальные особенности и задачи обучения; мне неоднократно приходилось заниматься с ребятами оттуда. Насколько уважаемые члены жюри способны войти в положение участников фестиваля? Для этого необходимо самому учить музыке детей, ежедневно погружаться в эту атмосферу, ведь понимание специфики любого явления приходит в первую очередь на практике, возможно, многолетней. Проблема не в отсутствии профессионализма у конкретных лиц, а в формировании самого состава: возможно, жюри должно было быть дополнено.

Нельзя не отметить разнообразие форм творческих заданий фестиваля и не похвалить изобретательность и творческое мышление его организаторов. Жанр мероприятия – фестиваль, что предполагало наличие званий лауреатов и дипломантов. Ими и одарили участников фестиваля, в равной степени и равном количестве. Только как быть с тем обстоятельством, что одна из команд выглядела ярче? Предупреждая обвинения в субъективности оценки, подчеркну: это не мое личное суждение, а мнение подавляющего большинства присутствующих.

Правильных ответов у «Симфонии Сибири» было больше, вопросов по региональному компоненту – больше (за них были обещаны дополнительные баллы). Стилевая викторина написана без ошибок, если иметь в виду именно эту ее форму. Если же организаторами предполагалась типовая викторина, с определением конкретного сочинения, композитора, тональности, то следовало заблаговременно отразить это в Положении о фестивале, тогда и подготовка участников шла бы в ином русле.

Исполнительский конкурс команды, ярко костюмированный, объединенный единой сюжетной линией, а не состоящий из «разбросанных» концертных номеров, произвел настоящий фурор в зале. Я не отказываю команде «Вива, классика!» в профессиональном мастерстве, мое правило – уважать соперника. Но почему, при очень внимательном просмотре почти трехчасового выступления этой команды мне мало что из него запомнилось? Представление команды (эмблема, творческое кредо, гимн) – вовсе не отложилось в памяти. Конкурс исполнительского мастерства – фрагментарно (сцена с Моцартом, песня о Новосибирске), зато привлекло внимание странное обстоятельство.

В качестве очередного задания участникам была предложена разработка собственной версии видеофрагмента урока по теме «Кантата С. Прокофьева «Александр Невский». Каким-то чудом у «Вива, классика!» под рукой оказывается портрет Невского! Откуда они могли знать, что именно о нем пойдет речь в видеофрагменте? К тому же, «Вива, классика!» слегка переоценила проницательность соперников. Вопрос, заданный в конкурсе «Карусель» (обмен вопросами по типу «Что? Где? Когда?»), звучал так: «Какая русская опера была впервые исполнена за рубежом?» А дальше – включайте интуицию: то ли премьера оперы прошла за рубежом, то ли речь идет о первой русской опере, прозвучавшей за границей?

В Положении о фестивале упоминались спецпризы за яркие выступления в различных номинациях. Увы, упоминание осталось упоминанием. Не будем строги: если даже на Олимпийских играх судьи ошибаются в количестве нанесенных боксерами ударов, чего хотеть от людей творческих? Жаль, правда, потраченных на подготовку к фестивалю сил и времени. Хочется добавить: и денег, но оставим «презренный металл» в покое – люди искусства должны работать бескорыстно, по вдохновению.

Многие возникшие недоразумения можно было бы устранить, если бы результаты подсчетов жюри оглашались. На многих конкурсах существует достойная подражания практика вывешивания листов с количеством баллов по этапам, турам, формам заданий. Еще одно занимало меня: почему такое яркое зрелищное мероприятие, такой фейерверк педагогических талантов проходил при полупустом зале? Наконец, ответ на этот вопрос был найден. 19 мая, через три дня после завершения фестиваля, в одно из учреждений дополнительного образования детей нашего города были доставлены пригласительные билеты и афиши фестиваля «Профессия – любовь моя!». Результат – досадное отсутствие полноценной зрительской аудитории.

Церемония награждения – еще одна досадная техническая накладка. В полутемном коридоре НМК торопливо произносились поздравления участникам и раздавались дипломы с ошибками в написании званий, именительным падежом вместо дательного в удостоверениях о повышении квалификации. Понимаю: мы не на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Но служит ли это оправданием? Ведь участникам фестиваля не менее, чем «международным» конкурсантам хотелось праздничной атмосферы, признания, благодарности.

А недоразумения, связанные со статусом фестиваля? Областной, открытый городской, мероприятие без определенного ранга? Даже организаторы разошлись во мнениях! Получается, сами не ведаем, что творим? А если четко зафиксировать критерии определения статуса конкурсных мероприятий? Что здесь является значимым фактором: патронаж областного департамента культуры, география участников, то и другое вместе и т.д.

В мои задачи ни в коем случае не входит дискредитация организаторов фестиваля. Я не сомневаюсь в творческой одаренности, высоком профессиональном мастерстве и горячем энтузиазме этих людей. И если дальнейшая деятельность опровергнет высказанные в статье соображения – я искренне порадуюсь за них!

Маргарита Петрунина для Clasica.FM Новосибирск

Leave a Reply

Your email address will not be published.