Евангельские грёзы в стенах филармонии

3 ноября в Музыкальной галерее Новосибирской филармонии состоялся вечер клавесинной музыки – Станислав Грес исполнил 14 прелюдий и фуг из двух томов «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха.

Bettenhausen

В прошлом сезоне Станислав провёл три вечера с программами, составленными из произведений композиторов-предшественников немца. В нынешнем сезоне пришел черёд Баха.

Входящие в галерею слушатели (а их было довольно много для столь специфического вечера) застали Станислава за интригующим занятием – настройкой клавесина. Тема темперации клавира была продолжена и во вступительном слове Станислава – он рассказал об авангардистской по временам Баха идее написать пьесы во всех существующих тональностях и о том, как композитор осуществил идею на практике.

До сих пор неизвестно, в какой темперации исполнял свой труд сам композитор – тот факт, что автор настраивал инструмент за пятнадцать минут, по мнения Станислава, может свидетельствовать только о том, что темперация у Баха была неравномерная. Название сочинения говорит само за себя, убеждён он – «Хорошо темперированный клавир» не есть «Равномерно темперированный клавир».

Станислав уверен также, что прелюдии и фуги, составляющие «ХТК», не связанны между собой. Утверждение смелое – вспомним замечание несравненной Ванды Ландовской о том, что пьесы, несмотря на их создание в разные периоды жизни композитора, объединены в цикл благодаря тонкому родству, которое, правда, может и ускользнуть от охотника за одним лишь буквальным сходством. А музыковед Михаил Казиник видит в «ХТК» полный текст евангельской истории, где до-мажорная прелюдия – это изображение картины рая, а единственное хроматическое отклонение в конце прелюдии – сцена грехопадения. Даже этюды Черни объединены в систему, крупные же формы Баха всегда несут религиозно-философскую идею.

Впрочем, о евангельской подоплёке «ХТК» Станислав всё же упомянул –слушателям была дана установка во время прослушивания обратиться в мыслях к евангельским сюжетам. Судя по одухотворённости и заинтересованности лиц слушателей они последовали совету Станислава (за исключением нескольких уснувших – будем надеяться, им снились евангельские сны).

В антракте клавесин обступили со всех сторон любопытствующие слушатели, и, несмотря на категорический запрет сотрудников филармонии трогать инструмент, всячески старались к нему прикоснуться – у некоторых это получалось. Вероятно, такой слушательский интерес и побудил Станислава начать второе отделение с рассказа о клавесине и демонстрации его выразительных возможностей.

В целом Станислав продемонстрировал зрелую и достаточно индивидуальную трактовку текста, изрядно обросшего исполнительскими традициями и штампами. Кроме того, концерт показал готовность новосибирской аудитории к восприятию сложных камерных программ, каковой можно назвать вечер прелюдий и фуг Баха.

* * *

Станислав Грес – клавесинист, пианист, исполнитель на молоточковом клавире. В 2005 г. с отличием закончил фортепианный факультет Новосибирской консерватории. Ещё в годы обучения в консерватории принял решение посвятить себя аутентичному исполнительству и в 2004 г. поступил в аспирантуру Московской государственной консерватории им. Чайковского по специальности «Старинные клавишные инструменты» в класс Ольги Мартыновой.

В сфере творческих интересов – музыка XVI-XX вв., исполняемая на инструментах соответствующей эпохи. Был организатором цикла концертов «Камерная музыка XX века», проводившихся в Большом зале Новосибирской консерватории.

Лауреат первой премии международного конкурса пианистов им. Юдиной (Санкт-Петербург, 2004). Сейчас живёт в Москве, выступает как с сольными программами, так и в составе ансамблей Moscow Baroque, BaRockers, Pfeyffer. С ансамблем BaRockers принимал участие в фестивале старинной музыки Oudemuziek (Утрехт, 2006).

Совершенствовал исполнительское мастерство на мастер-классах Боба ван Асперена, Давитта Морони, Цви Меникера, Кристофа Хаммера, Эллы Севской, Менно ван Делфта, Густава Леонхардта. Регулярно стажируется в Италии у Кристофера Стембриджа (клавесин, клавикорд, барочный орган). Помимо исполнительской деятельности ведёт исследовательскую работу в области старинных темпераций. В 2007 году защитил исполнительскую диссертацию на тему «Энгармонические клавишные инструменты в Италии XVI-XVII вв». Преподаёт клавесин в музыкальной школе им. Рубинштейна и в ССМШ им. Гнесиных, где также ведёт курс истории клавесинного искусства.

Официальный сайт Станислава Греса: www.stanislavgres.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published.