Владимир Горбач: «Гитаристов у нас могло бы быть больше»

Лауреат международных конкурсов, исполнитель на классической гитаре, участник «Кёльнского дуэта» Владимир Горбач закончил Новосибирский музыкальный колледж, и, проучившись два года в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, продолжил своё образование в Высшей музыкальной школе Кёльна, в классе профессора Роберта Аусселя.

vladimir gorbach

Владимир Горбач

На сегодняшний день Владимир живёт и работает в Германии, активно занимаясь исполнительской деятельностью. Тем не менее, музыкант не забывает и свой родной город – в начале апреля состоялся его очередной сольный концерт в Новосибирске, программу которого составили сочинения Баха, Турины, Уолтона, Хинастеры и других композиторов.

После концерта мы пообщались с Владимиром об особенностях немецкого и русского музыкального образования, а также о том, сопоставим ли уровень местных гитаристов с уровнем их европейских сверстников.

Юрий Старосотников: Владимир, вы успели поучиться на всех уровнях отечественного музыкального образования – от школы до консерватории, а кроме того закончили высшее музыкальное заведение в Германии. Что вы можете сказать о плюсах и минусах русского музыкального образования и немецкого?

Владимир Горбач: Если говорить о начальном музыкальном образовании в Германии, то оно базируется на любительском отношении к музыке. Занятия в музыкальных школах проводятся раз в неделю по полчаса или в лучшем случае по сорок пять минут. Научится играть на инструменте в таких условиях практически невозможно. Поэтому вопрос хорошего начального музыкального образования в Германии – это вопрос о возможности родителей его оплачивать. Конечно, хорошо обучаются музыке дети из традиционно музыкальных семей.

Юрий Старосотников: Учебные программы в немецких музыкальных школах гибкие?

Владимир Горбач: Программ как таковых на самом деле нет. Или лучше скажем так: нет фиксированной государственной программы для музыкальных школ. Есть, безусловно, разные методики, но выбор этих методик свободный – в этом я вижу недостаток. Я считаю, что наша традиционная система начального музыкального образования лучше выполняет свои функции – у нас замечательное начальное музыкальное образование!

Что же касается высшего образования, то в Германии к студенту применяется более индивидуальный подход – в первую очередь потому, что график занятий студент может составлять себе сам. У него есть определённые даты сдачи экзаменов и зачётов, а промежутки между этими датами он может спланировать по своему усмотрению.

Юрий Старосотников: Чем Германия оказалась для вас так привлекательна для получения высшего музыкального образования в области классической гитары, если не учитывать индивидуальный поход к студентам? Почему не Испания, например?

Владимир Горбач: Дело в том, что власти Германии вкладывают очень много средств в свою систему образования. В итоге немецкие учебные заведения могут себе позволить нанимать всемирно известных музыкантов, которым, кстати, чтобы получить должность профессора, даже не нужно знать немецкий язык. В Испании же, к примеру, работают в основном испанские педагоги, похожая ситуация в других странах Европы. Я же учился у Роберто Аусселя, аргентинского гитариста, для которого писал музыку сам Пьяцолла. Мне для этого не нужно было ехать в Аргентину. Ну и конечно, немаловажен тот факт, что в Германии, наряду с Австрией, бесплатное обучение для иностранцев. Такого в Европе больше нет нигде.

Юрий Старосотников: Бесплатное обучение для всех иностранцев или только для избранных?

Владимир Горбач: Для всех.

Юрий Старосотников: Много ли в Германии сейчас обучается русских гитаристов?

Владимир Горбач: Нет, не много. Я лично знаю двух-трёх человек.

Юрий Старосотников: Вы сейчас занимаетесь педагогической деятельностью?

Владимир Горбач: Да, занимаюсь, но не регулярно.

Юрий Старосотников: Сегодня вы провели мастер-класс в нашем городе. Как вы оцениваете уровень новосибирских гитаристов и сопоставим ли он с уровнем их сверстников в Европе?

Владимир Горбач: Я могу судить только о гитаристах в возрасте от 15 до 20 лет и сравнить их с гитаристами определённого региона в Германии. В целом, уровень выше здесь. Но в тоже время, учитывая размеры наших территорий, то гитаристов у нас могло бы быть больше. То есть потенциал есть, но он не используется до конца.

Юрий Старосотников: Кого из современных исполнителей на классической гитаре вы особо цените?

Владимир Горбач: Естественно, я очень ценю своего педагога. Могу также назвать Дэвида Рассела. Это очень интересный человек и артист, с которым всегда интересно общаться, у него всегда масса самых разнообразных идей связанных не только с музыкой. Это Павел Штайдл, чешский гитарист, играющий на романтических гитарах. Даже короткое общение с ним заставляет по-новому взглянуть на какие-то уже привычные вещи.

Юрий Старосотников: Давайте поговорим о ваших репертуарных предпочтениях.

Владимир Горбач: Я предпочитаю исполнять оригинальную музыку, то есть написанную специально для гитары, со знанием специфики инструмента. Как правило, это музыка современных авторов, с современным музыкальным языком. Я считаю, что подобные сочинения расширяют выразительные возможности инструмента.

А вообще, я бы не стал фокусировать свои предпочтения на каком-то определённом авторе или стиле. Есть очень много различных интересных произведений, которые хочется играть по разным причинам, в разное время и под разное настроение. В своих концертах я обычно исполняю музыку от Барокко до наших дней.

Юрий Старосотников: В России сложилась ситуация, когда 90% гитарной музыки исполняется по нотам, скачанным из Интернета. Причина, конечно, не только в том, что гитаристам жалко денег на приобретение нот – в нотных отделах магазинов подчас не встретишь Сонату Хосе или даже сочинений нашего соотечественника Никиты Кошкина. Можно, разумеется, заказать эти ноты из заграничных Интернет-магазинов, но трудно отказать себе в возможности получить эти ноты бесплатно из того же Интернета. Как с этим обстоят дела в Европе?

Владимир Горбач: Далеко не все в этой области соблюдается и в Европе. Люди также копируют ноты, в том числе из библиотек. Нельзя обрубить все концы, ведь не выкинешь же все копировальные аппараты в Европе, что бы музыканты играли только с печатных нот.

Юрий Старосотников: В следующем году заявлено участие «Кёльнского дуэта» в московском фестивале «Виртуозы гитары». Пока это первое планируемое выступление дуэта в России?

Владимир Горбач: Да.

Юрий Старосотников: Что будете играть?

Владимир Горбач: Мы будем исполнять хит гитарного репертуара, который сложно обойти стороной – «Танго-сюиту» Пьяцоллы. Кроме того, планируем исполнить переложение «Английской сюиты» №2 Баха. Было несколько попыток переложить это произведение, но перекладывали либо не все части, либо просто работа не доводилась до конца. Нам же удалось переложить эту сюиту и считаю, что вполне удачно. «Английская сюита» №2 – сочинение, которое и на фортепиано исполнить нелегко, а на гитаре тем более, но благодаря особым качествам моего напарника по дуэту Горана Кривокапича для нас это стало возможным. Неделю назад сюита прозвучала на гитарном фестивале в Гевельсберге. Кроме того, есть идея, которая пока на стадии воплощения, – исполнить переложение концерта ре-минор для двух скрипок Баха.

Юрий Старосотников: Есть ли шанс услышать «Кёльнский дуэт» в Новосибирске?

Владимир Горбач: Концертов в Новосибирске мы пока не планировали, но всё зависит от организаторов.

Leave a Reply

Your email address will not be published.