Айнарс Рубикис: «Если вы идете на конкурс только для того, чтобы побеждать – вы уже проиграли»

Его дирижерский дебют в России состоялся 18 октября 2011 года в Новосибирском театре оперы и балета, где музыкант исполнил произведения Густава Малера, Йозефа Гайдна и Клода Дебюсси.

1 января 2012 года Айнарс Рубикис стал музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского оперного театра.

Дирижер Айнарс Рубикис стал известен после громкой победы на Третьем Международном конкурсе дирижеров имени Гутава Малера в Бамберге в 2010 году. В августе 2011 года Айнарс был объявлен лауреатом первой премии конкурса молодых дирижеров Nestle и Зальцбургского фестиваля.

Главный дирижер новосибирской оперы Айнарс Рубикис

Включившись в напряженный график репетиций, маэстро дал интервью Classica.FM. С молодым дирижёром, возглавившим в стране симфонических коллективов беседовала Олеся Соснина, корреспондент Classica.FM Новосибирск.

Олеся Соснина: Айнарс, стать дирижером было ваше мечтой?

Айнарс Рубикис: В детстве мама водила меня на концерты и мне всегда очень нравилось, как звучит оркестр. Было интересно, как звучит каждый инструмент. Когда я посещал оперный театр, мне хотелось узнать что происходит в оркестровой яме. Это привлекало порой даже больше чем то, что я видел на сцене: хотелось туда заглянуть и понять ту атмосферу, которая царит в оркестре.

Что касается выбора музыки именно как жизненного пути, осознание пришло не сразу. Постепенно. Я играл на фортепиано, на скрипке. Было время, когда хотел стать журналистом. Окончательное понимание того, что я вижу себя именно как дирижер, пришло только на третьем курсе. Тогда я уже осознавал, что не могу без музыки и именно ей посвящу свою жизнь.

Это как некое прозрение. Наступает момент и ты понимаешь, что музыка – это как воздух, без которого не можешь жить. Я сказал об этом своему профессору, и он поддержал мой выбор.

Олеся Соснина: Газета «Financial Times» писала о вашей победе на Третьем Международном конкурсе дирижеров имени Густава Малера в 2010 году, что голос жюри за вашу победу это «голос за истину и суть в противовес сенсационности».

Айнарс Рубикис: Я принимал участие во многих конкурсах. И мне очень хорошо известно, что такое конкурс, что называется, «изнутри». У любого конкурса есть две стороны: парадная, которая видна всем, и та, что остается за кадром. Ни для кого не секрет, что есть конкурсы, участие и места в которых откровенно продаются. Это печально, но это факт.

Что касается конкурса в Бамберге, то там было очень компетентное, беспристрастное и профессиональное жюри. Там была особая энергетика и чувствовалось, что каждый член жюри – это не просто судья, а профессионал, который хочет помочь каждому конкурсанту вырасти в творческом плане.

После каждого тура было обсуждение, в ходе которого нам не указывали на ошибки и не критиковали, а советовали, что нужно улучшить, над чем работать, что удалось в большей степени, а что в меньшей. Нам давали направление, куда дальше развиваться, и это придавало сил и вдохновения. На этом конкурсе совершенно не ощущалось эмоциональной стены между жюри и конкурсантами. Тоже самое я могу сказать и об оркестре: мы работали как один организм, вместе искали музыкальную истину.

Олеся Соснина: Когда принимаете решение участвовать в конкурсе, какова мотивация?

Айнарс Рубикис: Прежде всего держать себя в хорошей профессиональной форме, и, конечно же, опыт. Одно скажу точно: я никогда не шел на конкурс, чтобы побеждать. У нас в Латвии много прекрасных хоровых коллективов, и каждые четыре года проходит конкурс. Я раньше пел в одном из этих хоров. Наш хор шел на этот конкурс для того, чтобы показать себе, чему мы научились, получить опыт, проверить свой профессиональный уровень.

А другой хор, всегда шел для того, чтобы победить, показать, что они лучше нас. Это очень четко ощущалось. Их всегда ожидал провал, они всегда проигрывали. Никогда не нужно идти на конкурс ради славы, слава – это лишь побочный эффект, когда ты развиваешься и занимаешься любимым делом. Если же мотивацией является именно победа как факт, вы уже проиграли.

Олеся Соснина: Работа с каким оркестром вам запомнилась или оказалась ближе всего?

Айнарс Рубикис: Сложно ответить однозначно. Для меня как для дирижера работа с каждым коллективом вызывает разные ощущения. Это не «близость» или наоборот, это ощущения, которые лежат на другом смысловом уровне. Но если попробовать ответить на ваш вопрос, наверное, оркестр Kremerata Baltica. Я вырос с ними, выступал с ними еще с хором. Они мне особенно близки. С этим оркестром я могу общаться не только на сцене, но и в жизни. Мы можем разговаривать на многие интересные темы, что-то обсуждать. С ними не только профессиональное отношение, но и человеческое.

Олеся Соснина: Какой композитор или стиль музыки вам наиболее близок?

Айнарс Рубикис: Это большой вопрос. Я долго пел в хоре радио в Риге, и это была своего рода экспериментальная лаборатория современной музыки. И конечно, это уже в крови. Но когда заканчивалась работа, хотелось сесть в машину и включить музыку Гайдна или Моцарта, просто расслабиться, потому что современная музыка порой слишком тяжела и требует приличных энергетических затрат.

Если говорить о стиле, который близок, наверное, все-таки Романтизм, хотя я также хорошо чувствую музыку Шостаковича, Шнитке. Что касается Гайдна и Моцарта, то тут неважно, дирижер ты, пианист, скрипач, гобоист или вокалист. Исполнять эту музыку — очень большая ответственность. Требуется особая техника. Исполнение должно быть безупречным, кристально чистым. Эта музыка выступает в репертуаре как своего рода индикатор мастерства. Если у музыканта есть какие-то недоработки в технике, чувстве ритма, например, они сразу будут видны.

Играть Брамса, Брукнера, Вагнера, Малера гораздо легче, чем Гайдна. Когда оркестр играет Гайдна, там сразу как в зеркале проявляются все оркестровые ошибки.

Олеся Соснина: Ваш дирижерский дебют в России состоялся в октябре 2011 года именно в Новосибирске. Это сознательный выбор или стечение обстоятельств?

Айнарс Рубикис: Это только стечение обстоятельств. Когда Борис Мездрич в июне прошлого года приехал в Ригу, мы встретились, и он достаточно долго и подробно мне рассказывал о вашем городе и о театре. И когда я ехал сюда, для меня главным вопросом было следующее: а чем я как дирижер смогу помочь? Что я могу сделать для театра, оркестра, солистов?

Олеся Соснина: Каким воспринимается Новосибирск?

Айнарс Рубикис: Мне очень нравиться Новосибирск, меня сюда тянет. Я был во многих городах мира, но здесь особая атмосфера: хорошие люди, хороший коллектив и в личном и в профессиональном плане.

Олеся Соснина: Как вы оцениваете уровень культуры в Новосибирске?

Айнарс Рубикис: Я пока только начинаю знакомиться и могу заблуждаться, но мне кажется, что культурный уровень высок. Хотелось бы больше узнать о городе. Думаю, мне это еще предстоит.

Leave a Reply

Your email address will not be published.